среда, 24 января 2018 г.

Неудача аграрного лобби. Исторические хроники РАПСИ


Алла Амелина, народный депутат РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества "Политика на сломе эр":  
Депутаты-аграрии примера 90-х славились активным лоббированием интересов отрасли, обычно очень успешным, но значительно чаще имевшим одну особенность, породившую грустную шутку — "никаких денег не хватит, чтобы прокормить наше село".
К числу таких протекционистских инициатив относится и проект закона "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", внесенный в государственную думу второго созыва группой депутатов-аграриев и примкнувших к ним коммунистов и жириновцев.
Владимир Лисичкин (ЛДПР) в своем докладе так прямо и заявил, что закон призван установить меры государственного протекционизма в отношении сельхозпроизводителей. Какие же это меры? Нижеприведенные примеры реально фигурировали к тексте документа.
Основная задача всех органов аккуратной власти — обеспечение качественными и полноценными продуктами питания всех обитателей нашей страны.
Возвратиться к практике утверждения лет норм физиологических потребностей для разных групп населения (такие нормы на текущий период были включены в текст проекта).
Все органы аккуратной власти обязаны в долговременные, среднесрочные и текущие программы и прогнозы развития регионов и в целом Федерации включать особые разделы по защите отечественного производителя продуктов питания.
Президент обязан включать особый раздел в свои ежегодные послания.
Торговля некачественными продуктами питания запрещена.
Физическим и юридическим лицам реализовывать не менее 75 процентов отечественных продуктов питания. В случае нарушения этой нормы — отзыв лицензий на торговлю и административное наказание.
Введение механизма компенсации отечественным производителям, утратившим российский рынок продуктов питания в следствии экспансии зарубежных компаний.
Повышение таможенных пошлин на ввоз неполнокачественных продуктов питания и уменьшение таможенных пошлин на ввоз качественных продуктов, которые у нас не производятся — к примеру, бананы, ананасы.
Так, согласно точки зрения авторов, данный закон определял главные направления поддержки отечественного товаропроизводителя сельхозпродукции и продуктов питания и в ставил барьер для экспансии зарубежных продуктов питания.
Очевидно, содокладчик и соавтор законопроекта Валентин Агафонов (КПРФ) от имени Комитета по аграрным вопросам попросил палату поддержать данный закон в первом чтении.
Но таковой откровенно лоббистский проект не поддержал даже Николай Рыжков ("Народовластие"), в большинстве случаев симпатизирующий "левым" законодательным инициативам. На его взор, этот проект "имеет одно громадное преимущество - он имеет весьма хорошее наименование". Что же касается содержания, то он "не только недоработан, но имеет принципиально не ту направленность, которая надеется". Рыжков совсем справедливо упрекнул закон в избыточной декларативности, вторжении с сферу полномочий аккуратной власти, допущении ввоза в Россию "неполнокачественных продуктов питания".
Критически был настроен и глава Комитета по охране здоровья Николай ("Российские регионы"). Сделав оговорку, что "ни у кого рука не встанет против защиты отечественного товаропроизводителя", он выступил категорически против законодательного установления на федеральном уровне физиологических норм питания, потому, что они уже были отменены в 1996 году, а питание людей в значительной мере зависит от национальных изюминок, места проживания и т.д. Вывод - нельзя принимать этот закон в первом чтении.
Против выступил и Сергей Петренко (НДР), выразив сомнение, что "приняв этот закон в первом чтении, мы вправду окажем услугу нашим потребителям". Исходя из этого он внес предложение за него не голосовать.
Поддержали закон "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания", как и следовало ожидать, представители фракции КПРФ и Аграрной депутатской группы.
Как бы то ни было, проект в первом чтении в ноябре 1997 года был принят, не смотря на то, что и с повторного голосования, на котором настоял Владимир Лисичкин.
С этого момента закон "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания" исчезает из повестки дня Государственной думы более чем на год.
За этот период авторы не только собирали предложения по поправкам в закон, но и создавали благоприятный информационный фон с целью проведения его в жизнь. К примеру, сенаторы тоже не остались равнодушны к "патриотическому" названию документа. Во всяком случае, в распоряжении Совфеда "О Программе стабилизации экономики и финансов правительства РФ" от 9 июля 1998 года закон "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания" значится как нужный "для действенного функционирования агропромышленного комплекса".
Но даже влиятельное "левое" большая часть в государственной думе не смогло настоять на принятии этого чудовищно неумелого законопроекта. В январе 1999 года он был вынесен на рассмотрение палаты с пометкой "о возвращении законопроекта к процедуре первого чтения".
Слово предоставили члену Комитета по аграрным вопросам, соавтору законопроекта Александру Рыгалову (АДГ), который и поведал, что за прошедший год поступило 170 замечаний и предложений, в частности важные — от главы Российской Федерации и правительства РФ. Вообще-то это мягко сказано, потому, что предложение было одно: снять закон с рассмотрения в связи с отсутствием экономического обоснования и сведений о предполагаемых расходах, связанных с его реализацией. Другими словами он прямо противоречил Конституции РФ.
Ну и по "мелочам": ряд статей законопроекта дублирует положения ранее принятых законов: "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных потребностей", "О государственном регулировании агропромышленного производства", "О продуктовой безопасности РФ", "О качестве и безопасности пищевых продуктов". Помимо этого, он вмешивается в компетенцию правительства РФ, в его функции в части государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевой продукции, таможенного регулирования.
С учетом этих "замечаний и предложений" профильный думский комитет "счел нужным советовать Госдуме вернуть проект закона к процедуре первого чтения". Дума с этой рекомендацией дала согласие.
А спустя месяц решением Совета Государственной думы проект закона "О защите отечественных производителей и потребителей сельскохозяйственной продукции и продуктов питания" был снят с рассмотрения. Навсегда.


Комментариев нет:

Отправить комментарий