Реальную значимость разбирательства арбитражными судами споров, связанных с отношениями по представлению услуг ЖКХ, тяжело переоценить. Настоящая статья посвящена ряду трудных вопросов, касающихся уплаты коммунального ресурса ненадлежащего качества.
Практика разбирательства этой группы дел за 2011 - 2013 годы продемонстрировала, что как правило причиной происхождения судебного спора явилось несоблюдение абонентами установленного законодательством режима доказывания обстоятельств нарушения ресурсоснабжающими компаниями притязаний к качеству продаваемых ими коммунальных ресурсов, благодаря чего суды признавали законным взимание платы за них.
Одновременно с этим в некоторых делах самими ресурсоснабжающими компаниями сообщены безосновательные притязания о нарушении их прав.
В числе споров, связанных с употреблением законодательства, регулирующего отношения в сфере оказания услуг ЖКХ, солидную часть составляют иски о взимании задолженности за оказанные услуги ЖКХ (ресурсы) и процентов за пользование чужими денежными средствами. Помимо этого, суды пересматривали споры о расторжении договора, о взимании расходов, причиненных оказанием услуг ЖКХ ненадлежащего качества, о взимании неосновательного обогащения, об обязании продавать коммунальный ресурс подобающего качества.
В указанный срок режим представления и уплаты услуг ЖКХ регулировался нормами разделения VII (статьи 153 - 160) Жилищного кодекса РФ (потом - ЖК РФ) и других законов , содержащих особые правила о представлении услуг ЖКХ, ГК РФ РФ (потом - ГК Российской Федерации), и принятыми в продвижение положений ЖК РФ:
- Правилами представления услуг ЖКХ собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых многоэтажных домов, утвержденными Распоряжением Руководства РФ от 06.05.2011 N 354 (потом - Правила N 354) и вступившими ввиду с 1 сентября 2012 года. С указанной даты признано потерявшим силу Распоряжение Руководства РФ от 23.05.2006 N 307 "О режиме представления услуг ЖКХ гражданам" (потом - Правила N 307), кроме пунктов 15 - 28 в части, касающейся режима расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, и пунктов 1 - 4 приложения N 2 в части, касающейся режима расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 1 января 2015 года;
- Правилами, неукоснительными при заключении управляющей компанией либо товариществом собственников жилья или жилищным кооперативом либо другим специализированным потребительским кооперативом контрактов с ресурсоснабжающими компаниями, утвержденными Распоряжением Руководства РФ от 14.02.2012 N 124 (потом - Правила N 124);
- Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Распоряжением Руководства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об одобрении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и исполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (либо) с перерывами, превышающими установленную длительность" (потом - Правила N 491).
При отсутствии в ЖК РФ и Правилах N 354 и 307 особых правил прежде используются нормы ГК Российской Федерации об энергоснабжении (параграф 6 главы 30 ГК Российской Федерации), а после этого - общие положения о продажа- (параграф 1 главы 30 ГК Российской Федерации).
Указанные нормативно правовые юридические акты упорядочивают отношения в сфере оказания услуг ЖКХ, устанавливают взаимные права и обязательства покупателей услуг ЖКХ, компаний, оказывающих услуги ЖКХ, и компаний, реализовывающих коммунальные ресурсы.
Соответственно абзацу девятому пункта 2 Правил N 354 услуги ЖКХ - это осуществление деятельности исполнителя по подаче покупателям любого коммунального ресурса в отдельности либо двух и свыше из них в любом сочетании для обеспечения благоприятных и надёжных условий применения жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, и земельных участков и расположенных на них жилых многоэтажных домов (домовладений).
К коммунальным ресурсам данные Правила относят холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ, тепловую энергию, бытовой газ в баллонах, твердое горючее при присутствии печного отопления, используемые для представления услуг ЖКХ. К коммунальным ресурсам приравниваются кроме того сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Представление услуг ЖКХ покупателю выполняется на базе возмездного договора, который может быть заключен с исполнителем в письменной форме. Исполнителем по такому контракту может быть управляющая компания, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив, ресурсоснабжающая компания.
Определение определения "услуги ЖКХ подобающего качества" было дано в пункте 3 Правил N 307, соответственно которому это услуги, отвечающие притязаниям названных Правил, санитарным и техническим притязаниям к режиму, объему и качеству представления услуг ЖКХ, другим притязаниям законодательства РФ, и договора, заключаемого исполнителем согласно с законом РФ и содержащего условия представления услуг ЖКХ.
В соотношении со статьей 542 ГК Российской Федерации в случае нарушения энергоснабжающей компанией притязаний, представляемых к качеству энергии, клиент вправе отказаться от уплаты таковой энергии. Наряду с этим энергоснабжающая компания вправе требовать возмещения абонентом стоимости того, что клиент неосновательно сберег благодаря применения этой энергии (пункт 2 статьи 1105 ГК Российской Федерации).
В продвижение положений статьи 542 ГК Российской Федерации приложением N 1 к Правилам N 307 были предусмотрены режим и основания уменьшения платы за некачественные услуги ЖКХ.
В случае практического применения абонентом энергии ненадлежащего качества и отсутствия с его стороны уплаты энергоснабжающая компания вправе "настойчиво попросить" возмещения абонентом стоимости неосновательного обогащения, исчисленного с учетом условий изменения размера платы за коммунальную услугу соответственно названному приложению.
Согласно с пунктом 71 Правил N 307 основанием для перерасчета размера платы за услуги ЖКХ, и для оплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязанностей являлся акт о непредоставлении услуг ЖКХ либо представлении услуг ЖКХ ненадлежащего качества.
Соответственно пунктам 64 - 69 Правил N 307 в случае непредоставления услуг ЖКХ либо представления услуг ЖКХ ненадлежащего качества покупатель уведомлял об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя либо другую службу, указанную исполнителем (потом - аварийно-диспетчерская служба). Сообщение о непредоставлении услуг ЖКХ либо представлении услуг ЖКХ ненадлежащего качества могло быть сделано покупателем в письменной форме либо устно (в частности по телефону) и подлежало неукоснительной регистрации в аварийно-диспетчерск
Комментариев нет:
Отправить комментарий